Вторник, 24.04.2018, 14:16

Покровская школа

Приветствую Вас Гость

Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Меню сайта
Категории каталога
Обмен опытом [21]
Презентации [6]
Рекомендации [0]
Проекты учитилей [11]
Работы педагогов
Наш опрос
Ваш любимый предмет
Всего ответов: 141
Главная » Файлы » Учительская » Обмен опытом

Классный час
[ Скачать с сервера (638.5Kb) ] 09.01.2013, 15:56

«Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает». (Ф. Энгельс)

Задачи:  выявить содержание представлений учащихся о прекрасных сторонах в поведении человека; познакомить с понятиями «эстетика поведения», «этикет»; формировать эстетический вкус в манерах поведения, стремление совершать красивые поступки, руководствуясь высоконравственными мотивами, бороться с проявлениями грубого, неуважительного отношения к людям.

Оборудование: ПК, слайды, портрет В.А. Сухомлинского.

Содержание: ролевые игры, обсуждение жизненных ситуаций, проигрывание ситуаций, знакомство с «Важнейшими нормами нравственности по книге В.А. Сухомлинского «Рождение гражданина».

 Мероприятие на тему: »Эстетика поведения и этикет»

(Для учащихся V – VI классов).

 

Задачи: формировать эстетический вкус в речи,  манерах поведения, стремление совершенствовать красивые поступки, руководствуясь высоконравственными мотивами, бороться с проявлениями грубого, неуважительного отношения к людям.

Ход.

 

ПЕРВАЯ СЦЕНКА.

Здорово, Викча!

Здорово, Лерча!

Как дела? Где тусуешься?

Да так, дела стрёмные, А где тусуюсь? На дискочах. Слышь, у тебя шнурки в стакане?

А меня как-то не колышет.

Ну, ладно, а то меня предки ждут.

Везуха тебе, а мне ещё мозги парить.

Вторая сценка.

Здравствуй, Лена!

Здравствуй, Инна!

Как твои дела?

Спасибо, хорошо.

А твои?

Тоже неплохо.

Как поживают твои родители?

Всё нормально.

До свидания, Лена!

До свидания, Инна!

Учитель: Чем отличаются зти ситуации? (Выслушивает мнения учащихся.)

За кем вам приятнее было наблюдать? Почему?  (Ответы детей) А нужно ли учиться правилам хорошего тона, хорошим манерам? Вот сегодня этому и посвящёна  наша встреча. Тема нашего разговора -  общение людей. У каждого из нас в течение дня происходят десятки встреч с разными людьми – в школе, на улице, в библиотеке, в магазине. И всякий раз настроение, самочувствие, работоспособность людей во многом зависит от  того, приветливы  они были, доброжелательны или раздражительны и грубы, нашли ли правильную линию поведения?

 Мы живём среди людей и наши слова, жесты и поступки тем или иным образом влияют на окружающих.

Итак, тема нашего разговора общение.  А что же такое общение?

Общение- особый вид деятельности, который необходим для того, чтобы устанавливать отношения друг с другом и с окружающим миром.

Общение – форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое вместе, сообща. И если мы заглянем в словарь В.И. Даля, то узнаем, что слово »общаться» означает быть заодно, с кем либо знаться,  дружиться,  делиться сообща,  давать кому либо долю участия.  Вот видите, как много синонимов в русском языке, как богат, разнообразен наш родной язык. Язык необходим, чтобы люди могли общаться. А ведь так порой нам в общении не хватает нужных слов, и мы «Корчимся безъязыкие», пытаясь найти то единственное нужное, правильное слово.

Важно стремиться взвешивать слово, понимать, что оно может оказать огромное воздействие на человека: «Словом можно убить, словом можно спасти». И если в вашей речи не хватает слов, она становится непонятной для слушателей. Вот как об этом рассказывает поэтесса А.Л. Барто в своём весёлом стихотворении «Сильное кино»:

Заранее, заранее всё было решено:

У школьников собрание, потом у них кино.

Домой придёт мой старший брат,

Он мне расскажет всё подряд,

Он объяснит мне, что к чему,

А я большая!  Я пойму.

И вот он начал свой рассказ:

-Они ползут, а он им раз!

А тут как раз она ползла,

А он как даст ему со зла!

Они ей раз! Она им- раз!

Но тут как раз её он спас,

Он был с ней заодно…

Ух, сильное кино!

Нет, видно я ещё мала:

Я ничего не поняла.

- Почему же не поняла сестричка рассказ брата? (Ответы ребят.)

 

Учитель : Да, брат пытается рассказать о фильме, о действиях героев, за которых он переживает, но у него не хватает нужных слов.

Любое обращение, адресуемое нами кому – нибудь, может быть окрашено различными эмоциями, чувствами, настроениями. Иногда люди говорят одни и те же слова, но в одном случае у них устанавливаются с собеседником хорошие отношения, а в других – плохие, приводящие к ссорам, конфликтам. Среди вас есть ребята, которые могут вспыхнуть, вспылить от одного слова, есть ребята, которые со всем соглашаются или наоборот всегда готовы спорить. Среди вас есть ребята, обижающиеся из-за пустяков, есть хвастливые, самодовольные. Все мы разные, и с каждым надо вести себя по - разному. Хвастуна, например, хорошо останавливает шутка. Но если ваш товарищ не уверен в себе или он новичок  в вашей компании, от шуток в его адрес лучше воздержаться. Как видите, найти верную линию поведения не так-то просто. Поэтому вам надо освоить непростую науку общения, овладеть искусством вести себя среди людей. Для начала предлагаю простые задачки - попробуем их решить вместе.

1.     Ваш товарищ едет в другой город, вы хотите передать с ним письмо другу или подруге. Спрашивается: надо ли заклеивать конверт, как обычно, или он не должен быть запечатан? (Не должен быть запечатан).

2.     Три подружки – Катя, Зина и Оля – сидят во дворе на лавочке. Оле нужно рассказать Кате по секрету от Зины то, что Касается только их двоих. Можно ли это сделать прямо тут же? (Нет)  Какую пословицу можно привести по этому поводу? ( Если больше двух, говори вслух).

3.     Вам подарили вещь, которая у вас есть или вам не нужна, или не нравится. Что вы скажете тому,  кто её  подарил(Спасибо. Я очень рад вашему подарку.

 

Ведущий: Всем известно, что у каждого здорового человека пять чувств – зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. С их помощью человек знакомится с окружающим миром. Но есть шестое чувство, помогающее устанавливать контакт с людьми. Оно, к сожалению, от рождения нам не дано, и его надо в себе воспитывать. Давайте, попробуем проверить, есть ли у вас способность устанавливать контакт с людьми.

Сценки по рассказам:

1.Ира пришла в гости к подруге Тане. В клетке сидела замечательная яркая птица – любимый Танин попугай.

-Ничего себе птичка. Симпатичная. –сказала Ира, – у меня такая же была. Только сдохла. Они долго не живут. Нежные очень.

Таня загрустила и замолчала. Ира не смогла в этот день общаться с Таней. (Подумайте, какую оплошность допустила Ира? Как бы вы вели себя на её месте?)

2.За пять минут до первого урока ученики сидели в классе. Оля пришла последней. У неё был расстроенный вид, заплаканные красные глаза.

- Почему у тебя глаза на мокром месте? – громко закричала Катя. – Что у тетя случилось? Расскажи! Кто тебя обидел?

- Ну, давай, давай рассказывай! – подскочила к Оле Наташа.- Что случилось? Почему у тебя слёзы?- закричали все. Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоуменно пожали плечами. (В чём была их ошибка?  Что бы вы сделали на их месте?)

3. Папа подарил Вове на день рождения новые марки. Вова показал их своему приятелю Славе и радостно сообщил:

- Вот какие марки, редкие и  красивые. Тебе нравятся?

- Да у меня таких навалом!- захохотал Слава.- Что в них такого особенного? Они  никакой ценности не представляют. Эх, ты тоже мне филателист! И твой отец хорош – в марках не разбирается! Чепуха, а не марки! Вот хочешь, я тебе покажу мои?

Но Вова не захотел. И потом ещё три дня со Славой не разговаривал. (Как вы думаете, почему?).

-Умеют ли герои этих маленьких рассказов нормально общаться со своими товарищами?

 

Ведущий: Итак, герои этих маленьких рассказов не умеют нормально общаться со своими товарищами. У них нет шестого чувства. А есть ли оно у вас? Обижались ли вы когда -  нибудь? Обижали ли других? Что же это за чувство, которое помогает быть обходительным и не обижать никого? Многие из вас определят его верно, хотя и назовут по-разному. Это тактичность. Тот , кто обладает чувством такта – шестым чувством, никогда не будет назойливым, не утомит того, с кем общается, не обидит, не пошутит некстати. Предположим, кто-то плачет. Как надо поступить? В том-то и дело, что нет однозначного ответа на этот вопрос. В одном случае попытаться развеселить. В другом – участливо расспросить, выслушать и утешить. А в третьем - оставить его в покое,  если человек хочет побыть один.

Иными словами, ребята, учитесь чувствовать, что нужно другому, что для него  важно, что для него обидно, в чём он нуждается больше всего. Воспитывайте в себе тактичность и деликатность. Эти качества сослужат вам в жизни хорошую службу.

Важную роль в общении играют так называемые «Волшебные слова».  Попробуем с вами составить словарь волшебных слов.   

- Растает даже  ледяная глыба от слова  тёплого…(спасибо)

- Зеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день)

- Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(здравствуйте)

- Если больше есть не в силах, скажем маме мы…( спасибо)

- Когда нас бранят за шалости, говорим мы,…(прости пожалуйста)

- И в России и в Дании на прощанье скажут, …(до свидания)

- Нужно знать как дважды два

Все волшебные слова,

В день, пожалуй, раз до ста

Говорю…(пожалуйста).

- Медведя лет пяти – шести

Учили как себя вести:

Нельзя грубить и чваниться

Знакомым надо..(кланяться)

- Папа разбил драгоценную вазу,

Бабушка с мамой расстроились сразу,

Но папа нашёлся, взглянув им в глаза,

И тихо и робко вот что сказал:

Прошу вас, вы так на меня не смотрите,

Пожалуйста, если можно…(простите меня, извините)

- Прослывёшь ты воспитанным, если говоришь всем большое…(спасибо).

- Если вы друзей уважаете, при встрече спросите…(Как поживаете?)  

- Не забудьте, что на прощанье говорить всем нужно…(до свиданья)

Ведущий :Да, очень важно знать и произносить все вежливые и потому волшебные слова, но не менее важны и наши поступки.

Очень важно для воспитанного человека не создавать неудобства, не беспокоить окружающих.

Однажды в кинотеатре во время сеанса двое друзей Вова и Юра – громко разговаривали. Сидящий впереди человек обращается к ним:

-Извините, но я ничего не слышу!

- А почему, собственно говоря, вы должны слышать, о чём мы говорим? – изумляется Вова.

Вы, конечно, поняли , ребята, что это шутка. Но вы должны помнить, что, громко разговаривая в общественном месте, вы можете мешать окружающим людям.

Послушайте, в связи с этим стихотворение «Пожалуйста, потише!».

 

Ведущий: Скажите, ребята, а когда не следует громко разговаривать?  (ответы: в транспорте, в больнице, на улице, в гостях, в кинотеатре).

Наверное, вам кажется, что быть воспитанным очень трудно, но это не так. Быть воспитанным  это значит, прежде всего думать о других, а не только о себе.

В кассу железнодорожного вокзала стояла огромная очередь. Было тесно, душно. Какая – то старушка, прося снисхождения к усталым, больным своим ногам стала объяснять очереди, что ей тяжело стоять, и что, если нет возражающих, она бы взяла билет без очереди. И чуть слышно добавила, что  она участница войны, но, к сожалению, в спешке во время сборов уложила удостоверение на дно огромной сумки».

Учитель прерывает чтение.

Вопросы:

Как вы думаете, какая будет реакция людей, стоящих в очереди, на просьбу старушки? Как бы вы поступили, услышав подобную просьбу?

После обсуждения учитель продолжает рассказ.

«В очереди поднялся недовольный ропот: «Сидела бы ты, бабуся, дома!», «Подумаешь, война – да когда это было, пора и забыть!»

Голоса были молоды, раздражительно – дерзки. «Есть удостоверение – вынь и покажи»,- крикнул дюжий парень в «фирме» с ног до головы.

…Вдруг из очереди послышался голос: «Пропустите меня. Я с удостоверением». И к окошку кассы двинулся высокий молодой человек со светлыми волосами. В руке он держал красную книжечку. Верхняя пуговица его пиджака расстегнулась, и стоящие рядом люди увидели Звезду России.

«До какой тебе станции, мать?» - участливо спросил он женщину. И через минуту протянул ей билет».

Вопросы учащимся: Как вы оцениваете поведение людей в очереди?

В чём причина такой реакции на просьбу пожилой женщины парня в «фирме»?

Чем продиктован поступок молодого человека, предложившего помочь старушке взять билет? Почему он сам не воспользовался своим правом внеочередного билета? Как будут вести себя люди в очереди после случившегося?

После обсуждения читается обсуждение  окончание ситуации.

«Когда старая женщина ушла, этот человек вернулся на своё место в очереди.  Все молчали. Никто в эту минуту не смел посмотреть друг другу в глаза…»

Вопросы: Какой урок преподнёс молодой человек людям? В чём красота его поступка? Почему окружающим вдруг стало стыдно друг перед другом?

Учитель предлагает обсудить ситуации

«Доброе дело». Когда старушка соседка попросила мальчика отнести и сдать в магазин бутылки из – под молока,  он согласился,  но заявил,  что это одну бутылку возьмёт себе.

«Старался, старался…»  Мальчик помог бабушке перейти через опасный участок дороги, она очень волновалась и забыла поблагодарить его. О заявляет : «Больше ничего делать не буду. Старался, старался, а что за это  получаешь? Ничего!»

Вопросы: 1. Можно ли добрые поступки ребят назвать красивыми?

По каким мотивам совершались добрые поступки?  

Известный русский педагог В.А.Сухомлинский в своей книге «Рождение гражданина»,  обращаясь к молодому поколению, писал:

Вы живёте среди людей.  Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются в людях.

Знайте, что существует разница между тем, что вам хочется, и тем, что можно…

Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств окружающим.   Будьте добрыми и чуткими к ним.  Не делайте людям зла.   Помогайте слабым и беззащитным.  Делайте так, чтобы  людям,  которые окружают вас, было хорошо.

Уважайте друг друга.  Будьте вежливы и тактичны.

 

Если будем дружно жить, не придётся нам дружить.

Звучит песня в исполнении 

Категория: Обмен опытом | Добавил: MasterXL | Автор: Бадикова Ирина Фёдоровна
Просмотров: 759 | Загрузок: 57 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]